Как развивать речь у ребенка?

Подожди, придет время — не остановишь», — успокаивают маму маленького молчуна окружающие. В качестве успокоительного родительнице предлагается множество историй о детишках, которые упорно отказывались говорить до трех, а то и четырех лет, зато уж если начинали щебетать, так сразу сложноподчиненными предложениями.Легендарный сериал Клон ! Смотри и качай с сайта clon-serial.ru

Не исключено, что развитие речи вашего ребенка пойдет именно по такому сценарию, но и гарантировать это, к сожалению, не может никто. Ждать трехлетия малыша — а именно до этого возраста многие мамы почему-то спокойно относятся к безмолвию чада — стоит не всем и не всегда.

— Развитие, в том числе и речевое, у всех детей, понятное дело, разнится. Тем не менее, существуют какие-то определенные общие критерии, этапы и нормы, хотя они могут незначительно варьироваться по времени, — уточняет заведующая отделением реабилитации городского детско-подросткового психоневрологического диспансера Ирина Наливко. — Родителям не помешает знать эти нормы, чтобы заподозрить, если на то имеются основания, у ребенка проблему и взяться за ее устранение как можно раньше.

Я не кричу — я разговариваю

С чего бы, вы думали, начинается развитие речи? С первого крика пришедшего в мир малыша! А первый год жизни — это своеобразный фундамент для дальнейшего роста и совершенствования речевых возможностей крохи. Специалисты называют этот важнейший период доречевым.

В первые месяцы жизни основной способ общения малыша — плач, крик, покряхтывание и причмокивание, мимика, позы. Так дитя сигнализирует маме: мне хорошо, уютно, спокойно, а может, напротив, плохо, голодно, больно.

Кроха еще не скоро скажет свое первое слово, но это не мешает ему проявлять активный интерес к речи других уже к концу первого месяца жизни.

Дитя прислушивается к голосам, замолкает и замирает, когда кто-то склоняется над его кроваткой. В 5-8 недель малыш отвечает на речь взрослого улыбкой, чуть позже вовсю активничает в кроватке: сучит руками и ногами, издает гортанные звуки, улыбается. К 9-12 неделям появляются смех и гуляние — важнейшие показатели нормального развития. Трехмесячные малыши достаточно хорошо различают интонацию «собеседника» и логично на нее реагируют: ответом на сердитый крик станет плач, а спокойный и ласковый мамин голос непременно вызовет улыбку и оживление — активные па ручками-ножками.

Продолжаем разговор

В 2-3 месяца ребенок начинает издавать протяжные гласные звуки. К пяти месяцам он старается привлечь к себе внимание незамысловатыми «гласными» песенками «а-а-а-а» и «у-у-у-у», с удовольствием «общается».

В 5-6 месяцев появляется лепет: ба-ба-ба, бу- бу- бу. Девятимесячные дети начинают понимать обращенную речь, что свидетельствует о нормальном развитии пассивного словаря (запас слов, которые малыш не употребляет, но значение которых прекрасно понимает). Они реагируют на имя, показывают, где глазки, любимая погремушка, выполняют несложные просьбы, вроде: «Скажи «Пока» — помаши ручкой». Примерно к году, чуть раньше или позже, появляются и первые простейшие слова. К двенадцати месяцам в активном словаре карапуза бывает от 2 до 12 и более слов, в пассивном — во много раз больше.

К 18 месяцам ребенок произносит их до полусотни, при этом складывает в простейшие фразы, то есть слова начинают служить ему средством общения. К двум годам в активе малыша до трехсот, к пяти годам — до 3000 слов. У первоклассника их в запасе в среднем до 13 тысяч!
Мальчики и девочки: кто быстрее?

Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчишек. Тем не менее, в норме к трем годам юные джентльмены нагоняют сверстниц: уровень развития разговорной речи тех и других не отличается. При этом у мальчиков задержка речевого развития (ЗРР) бывает в 3-4 раза чаще.

Почему дети молчат?

Детскому «обету молчания» способствуют осложненная или нежелательная беременность, вредные привычки будущей мамы, стрессы, неблагоприятный микроклимат в семье. Нельзя сбрасывать со счетов генетическую предрасположенность, равно как и придавать ей чрезмерное значение. Расстройства речи могут быть связаны с общим отставанием в психическом развитии, практически неизбежны при нарушении слуха, зрения.

Если вы замечаете, что 3-4-месячный ребенок никак не реагирует на звуки, не издает их сам, стоит срочно показать его ЛOP-врачу. Даже если малыш имеет серьезные проблемы со слухом, зачатки речи у него в нежном возрасте сохранены, и если развивать их, то и слабослышащий ребенок будет говорить.

Итак, если речевое развитие вашего отпрыска значительно отличается от приведенных норм, если ребенок не гулил, не лепетал и к концу первого года жизни не предпринимал никаких попыток произнести хотя бы одно простейшее словечко, родителям самое время отправиться к логопеду. Если специалист заподозрит что-то неладное — будет назначено дальнейшее обследование. В противном случае врач предложит показаться ему через какое-то время.

ЗРР-что за зверь?

Чем же еще можно объяснить молчание иных малышей? Например, так называемой темповой задержкой речевого развития, о которой можно говорить, пока чаду не исполнилось 3 года. И это как раз та ситуация, когда дитя непременно заговорит без постороннего вмешательства, просто чуть позже сверстников. Такие дети чаще молчат или пользуются весьма ограниченным набором слов, при этом имеют большой пассивный словарь и, соответственно, все понимают, выполняют просьбы и инструкции мамы или воспитателя в саду. Они очень любознательны, активны, с удовольствием играют вместе со сверстниками. Все это отличает их от ребят с более серьезными речевыми патологиями.

Родителям стоит знать, что диагноз «задержка речевого развития», за редким исключением, выставляют всем детям до 3-х лет, имеющим те или иные речевые проблемы. Впрочем, к этому возрасту ребенок вполне может разговориться полностью и нагнать сверстников. В противном случае в три года, и не позже, диагноз ЗРР нуждается в уточнении. Тогда ребенку могут выставить такие логопедические диагнозы, как афазия, алалия, дислалия, назначить посещение логопедической группы или сада, занятия со специалистом-дефектологом, а при необходимости и медикаментозное лечение.

Самый благоприятный возраст для занятий, дающий максимальные результаты, — с 2 до 4 лет. Определить проблему и приступить к ее решению лучше всего именно в это время. Поэтому, возникни у вас малейшее подозрение, не поленитесь лишний раз сходить с ребенком к логопеду, не стесняйтесь задать ему столько вопросов, сколько сочтете нужным.

Волшебной таблетки — съел ее ребенок, и речь полилась ручейком — к сожалению, не существует. Это минус. С другой стороны, 60% детей с нормальным интеллектом, у которых когда-то диагностировали ЗРР, при систематических занятиях с логопедом и родителями, выполняющими вместе с ребенком указания и задания специалиста, со временем избавляются от всех речевых проблем. А это хороший стимул и несомненный повод для оптимизма!

Я лингвист. Могу сказать, что, как правило, речевые проблемы (если это не врожденная патология) возникают не по вине детей, а по вине I нас, взрослых. Не стоит забывать, что речь в первую очередь творческий процесс, к которому мы плавно подводим ребенка через диалог, импровизации и эксперименты с языком (придумывая слова, которых нет), игры, книги. Если ребенок с раннего детства погружен в полноценное общение со взрослыми, вместе с ними играет, смеется, слушает интересные рассказы, фантазирует, то и с речевым развитием у него все будет в порядке.