Что такое «жалость к себе» и откуда она берется?

Ребенок с рождения при малейшем неудовольствии требует к себе внимания. Родители его, конечно же, жалеют и утешают. И ребенок быстро схватывает: если мне плохо, можно позвать родителей и они меня пожалеют — и мне станет хорошо. Сначала он зовет родителей, когда ему действительно плохо, но потом смекает, что родителями можно таким образом манипулировать. А чтобы игра выглядела натурально, ему приходится изображать из себя жертву — жалкое личико, сопли из носа, слезы из глаз. Сначала это ребенком проделывается достаточно трезво. Можно даже эксперимент провести — если в момент такой сцены ребенка чем-то отвлечь, то он забудет, что только себя жалел и, что ему вроде как было плохо.

Со временем эта детская игра настолько оттачивается, что ребенок приравнивает свои капризы к тем ситуациям, когда ему действительно больно. Теперь ему одинаково плохо, и когда действительно что-то болит и когда всего лишь не реализуется какое-то его желание.

Теперь ребенок чуть что начинает жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того — теперь утешение ему становится важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо.

Ребенку жалость к себе сходит с рук, поскольку родители не видят той грани, где ребенок начинает уже заигрываться и манипулировать. И поскольку ему в этой игре вовсю потакают («Мы же хорошие родители! Он же плачет! Как можно его не утешить!?»), то у ребенка эта модель поведения и манипулирования закрепляется, как одна из основных в жизни. И в итоге до самой смерти человек так себя и жалеет: «Ах, мне плохо, ах мне горько, пожалейте меня».

Ребенок до определенного возраста во всем опирается на родителей — для него просить о помощи — нормально. И это действительно нормально. Ненормальность начинается тогда, когда ребенок уже может сам справиться со своими проблемами, но продолжает требовать их решения от родителей.

И если родители этого не понимают (а они обычно не понимают, по¬тому что сами — точно такие же), то они эту заморочку у ребенка только укрепляют. И вместо того, чтобы становиться сильным и самостоятельным, ребенок растет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делал сам и никогда ему самому не приходилось справляться со своими проблемами…